The Way I Am Book – полный русский перевод. Часть 6: Восьмая миля

The Way I Am Book Часть 6: Восьмая миля

С момента, как вышел The Marshall Mathers LP, я хотел сделать фильм, показывающий что-нибудь похожее на то, как я поднялся, что-нибудь свободное, основанное на этой части моей жизни. Я всегда считал, что много детей сможет найти отношение к моей истории, истории аутсайдера-неудачника.

АУТСАЙДЕР, КОТОРЫЙ ПОБЕЖДАЕТ

В 2000 году люди предлагали мне роли в кинолентах, приходя ко мне с предложениями на фильмы и т.п. Это было чем-то, в чем я, с какой-то стороны, хотел повариться, но тогда я хотел сфокусироваться на музыке, а сниматься позже. Я немного нервничал по поводу съемок фильма: мне казалось, что это повлияет на мою запись, вытащит меня из студии – вот где я действительно хотел находиться. Также, что если потратить столько времени на фильм, а потом он провалится?
Что поддерживало во мне интерес, так это то, что я знал, что хочу сделать что-то настоящее, что-то, что имело бы причину для существования – я не хотел просто полагаться на свой успех.

А потом Джимми Айвин устроил встречу с Брайаном Грэйзером {Brian Grazer}, который в итоге стал одним из продюсеров моей ленты. Первые полчаса я просто сидел тихо и проникался в его идеи. Брайан говорил, что видел меня на MTV – на «ЕМ TV» в частности, что было специальным выпуском, где я ненадолго был повсюду в телевещании. Он сказал, что, увидев меня с такой стороны, захотел поработать над чем-нибудь со мной. Он увидел во мне потенциал актера. Потом он стал расспрашивать меня о моей музыке, и какая часть ее пришла из реалий моей жизни. Я был уверен, что он хочет сделать что-то реальное, что-то, что будет общаться со мной и другими детьми как я. В конце встречи мы решили, что найдем писателя, разработаем пару идей и будем от них отталкиваться.

ВСЕ БЫЛО НАСТОЛЬКО БЛИЗКО
ТОМУ ПЕРИОДУ МОЕЙ ЖИЗНИ
ПРОСТО НЕВЕРОЯТНО.

Когда первая версия сценария была закончена, мне, помню, казалось, что все было настолько близко тому периоду моей жизни, просто невероятно. Я понял, что именно такую историю я хотел показать. Только через некоторое время я, наконец-таки, взялся за прочтение его – потому что я ненавижу читать. В смысле, если в книге нет картинок – забудь. Единственную книгу, которую я помню, что прочел от корки до корки, была книга LL Cool J’я, и это было, когда я много времени проводил в самолетах (Если ты фанат LL’a, и хочешь узнать по-настоящему личные вещи о нем, то это хорошая книга, черт возьми). Но, возвращаясь, как я начал читать тот сценарий, пройдя первых три, четыре, пять страниц, я полностью утонул в нем. Я позвонил Полу и сказал: «Давай сделаем это». Пруф и я сели со сценаристом, Скотом Силвером {Scott Silver}, и рассказали ему кучу безумных историй. Рассказали, как проводили битвы, рассказали о клубах, в которые ходили, и в сценарии все стало еще больше сходиться.
Конечно, я волновался за съемки. Это был не мой мир. Но Ice Cube однажды дал мне урок. Он сказал мне, что каждый, кто читает рэп, должен владеть и актерским мастерством. Не к тому сказать, что темы, на которые читают рэперы, есть фальшь, но, например, если у тебя есть песня, в которой ты разозлен, и ты записываешь вокал, а потом по какой-то причине меняешь несколько строк, тебе нужно создать ту же агрессию. Она должна подходить к той, которую ты уже записал, так же как и энергия. Что и похоже на актерскую игру в сцене фильма. Или если то, что ты играешь, отражает что-нибудь из твоей реальной жизни, тебе приходится воспроизводить тот опыт так, чтобы выглядело реально.
Когда в первый раз снимаешься, чувствуешь себя некомфортно. Ты не знаешь актеров, с которыми работаешь, а потом, вдруг, тебе надо сыграть злобу для фильма. Думаешь: злоба,- и злишься, а потом: отлично, теперь ты должен его толкнуть, а он толкнуть тебя в ответ. Перед началом съемок для пары сессий я работал с ролевым тренером. Все происходило у меня в подвале. Самый простой способ, которым можно описать мое «театральное» образование: меня учили, как говорить одно и то же разными способами. Просто, но это действительно работало.
В то же время, многое в этой роли было так близко мне, как человеку, что чувствовалось естественным. Не хочу показаться эгоцентричным, но я думал, что это мое. Не то, чтобы кто-то попросил меня сыграть копа -понимаете, кого-то совершенно отличающегося от того, кто я. В фильме я играю парня по имени Джимми {Jimmy}, который растет в Детройте и пытается пробиться как рэпер, и все происходит в 95-ом – когда я жил в Детройте, пытаясь пробиться как рэпер. Все это как вернуло меня в то время, когда я еще не был знаменит.

Отрывок из сценария.

70. ПРИЮТ – НОЧЬ

Джимми проходит через длинный коридор к сцене. Подняв голову. Спокойный. Собранный. Готовый.
Поднимается на сцену. Под ядовитым ярким светом прожекторов. Люди столпились по краям.
LC Lyckety-Splyt уже здесь, стоит рядом с Future. На его тощем маленьком лице хвастающая улыбка.
Мы видим публику от лица Джимми. Это сцена толпы. Шумная. Переполненная. Волнующая. Некоторые из них засвистывают. Сол {Sol} подавлен. DJ Iz обеспокоен. Даже-Чеддер Боб (Chedder Bob} выглядит напуганным.- Джимми замечает Алекс {Alex}, одну. Увидев его, она кивает. Он кивает в ответ, в подтверждение. Он здесь. . *
Люди приготовились.
Джимми видит Уинка {Wink} (белая повязка на его лице), он вместе с Pap Doc, .Lotto и Moochie. Все смотрят на него.
Будущее представляет Lyckety-Splyt’ а. Он первый.
Ди-джей запускает бит. .
LC Lyckety-Splyt по полной прокатывается по Джимми. Говоря о:
1. Провале Джимми■в прошлой битве.•
2. Том, что Джимми белый.
3. Синяке- Джимми.
Джимми просто качает головой под бит, смотря вниз, не реагируя на то, о чем’читает Lyckety-Splyt.
Время. Толпа кричит, аплодирует. •
Lyckety-Splyt улыбается.
Теперь очередь Джимми. Весь свет на нем. Ослепляет. Future представляет его, отдает ма.йк. Некоторые начинают освистывать. Кричат на него всякую херню. Осуждают Джимми.
Джимми качается, собирается с мыслями, настраивается вне окружающего мира. Не слышит его. Вот оно. Только он. И бит.
Бит.
И Джимми срывается:
Вся злость, исходящая из каждой мышцы его тела. В этот момент. Забывая о боли.’ Изрыгает огонь.

——————-

ДОРОГА НА 8 МИЛЕ В ДЕТРОЙТЕ – ЭТО ГРАНИЦА
ЧЕРНОГО И БЕЛОГО РАЙОНОВ.

Какое-то время сценарий был назван как «Детройтский проект без названия». Я был единственный, у кого была идея назвать его 8 Миля. Режиссер, Кертис Хэнсон {Curtis Hanson}, и я сошлись на этом (это дружественный аргумент). Он сказал, что придумал название. Я сказал: «Кертис, без обид, но ты живешь в Л ос Анджелесе и даже не знал, что такое 8 Миля, пока не приехал сюда в Детройт и я не показан тебе окрестности.

Обе стороны Дороги на 8 Миле бедные, но есть определяющая разделительная черта между черной и белой сторонами. Вот откуда пришло название фильма. Барьер, с которым мы сталкиваемся.
На студии не хотели, но я настоял на том, чтобы съемки проходили в Детройте, где я снял много клипов и подобных вещей. Если я могу любым способом помочь в предложении работы здесь, я отдам все. Детройт был в остром финансовом положении слишком долго.

Здорово было оказаться дома, но все же, съемки 8 Мили были тяжелым трудом. У меня был трейлер, где я проводил время со своими дочерями. Дальше, когда наступало время снова идти в гардероб, в дело вступала няня. Я удостоверялся, что у них были раскраски, мелки и все, что они хотели, чтобы развлечь их до тех пор, пока я не вернусь. Когда дети покидали съемки, я перебирался в другой трейлер и приступал к своей работе. Дальше я перебирался в трейлер-студию и записывал вокал – я сидел и писал «Lose Yourself» и «8 Mile» между съемками сцен и заботой о детях.
Все это время, когда я не репетировал свои реплики, я писал тексты. Я держал ручку в руке, пока не было сказано «Мотор!», и мне приходилось отдавать ручку и блокнот кому-нибудь, прежде чем идти сниматься в сцене. Работа над фильмом вернула меня в тот момент, когда меня еще не знали, и все это как бы лишило меня моего эго. Мне пришлось поймать его, вернуться к нему.

СЦЕНЫ РЭП-БИТВ БЫЛИ
НАПРЯЖЕННЫМИ.
СНИМАЯСЬ В НИХ, Я ЧУВСТВОВАЛ
СЕБЯ КАК БУДТО В КЛУБЕ.

У меня были яркие воспоминания. Когда я раньше участвовал в этом с другими эмси, я никогда серьезно не задумывался о театральности. Но, оглядываясь, понимаешь, рэп-битвы всегда были очень наглядными. Если ты закончил свой рэп, сказав, что твой оппонент мусор, возможно, ты достанешь мешок с мусором и бросишь в него. Люди используют много чего в битвах, чтобы оживить текст. Рэп-битва может быть очень даже физической – махать руками, чтобы поставить читку и т.д., перед чьим-то лицом. Это как быть дирижером, только оркестром, которым ты дирижируешь, является твоя собственная тупая задница-Пол и я выбирали биты для битв. Я был непреклонен насчет использования инструментала Mobb Deep’a «Shook Ones Pt. 2». Это была песня с большой буквы в 95-ом, поэтому она отлично подошла к периоду времени, в котором снимался фильм. Музыка была крайне важна. Она помогла поддержать подлинность всего остального. Я был способен ис- пользовать напряжение, которое развилось в битвах, а также продемонстрировать самообладание, в котором нуждается актер, чтобы сделать роль правдоподобной. Думаю, вы все мне поверили!

Мы с Пруфом раньше всегда ходили в St. Andrew’s, чтобы выступать. Это одно из мест, где мы начинали. Сцены битв в 8 Миле снимались в постановке, которая была спроектирована как тамошний подвал, который назывался The Shelter.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИГРА БЫЛА ПРОБЛЕМОЙ.

Порой я говорил: «Кертис, я бы так не говорил», а он: «Ты не ты в этом фильме. Ты Джимми Смит Младший». Да, но материал был настолько параллелен моей жизни, что мне казалось, что я по-настоящему все это знаю. Мы говорили о персонаже и обо мне в третьем лице: «Я не думаю, что Джимми Смит Младший сказал бы так. Не думаю, что он бы сделал так» и «Маршалл точно бы так не сказал». Я спрашивал у Кертиса, можно ли сказать так, как бы сказал я, и он разрешал. Но я не думаю, что что-нибудь из этого использовалось в фильме. Я понял, мы с Кертисом должны были доверять друг другу. Он доверился мне по части музыки и текстов в фильме, а я доверился ему по части игры роли и режиссуры. В этой игре я был студентом. И здесь я учился.
В некоторых сценах сниматься было проще, в некоторых сложнее. Сцена любви заняла от силы минуты полторы съемок. Было не смешно – быть почти голым перед лицом других мужчин и женщин, которых не знаешь – но, к счастью, для меня показывать свою задницу миру – не большая проблема. Я Дерк Дигтлер {Dirk Diggler) в хип-хопе. Были сцены, которые снимались целую вечность. Сцены ночью в машине были бесконечными. Стекло было опущено, чтобы камера могла близко подъехать к моему лицу, и я просто ехал на ветру зимой в темноте – не так уж прикольно.

Сцена с сожжением дома вызвала проблему в Детройте. Какие-то чуваки протестовали. Когда я рос, была такая вещь, называлась Ночь Дьявола {Devil’s Night}, которая проводилась в ночь перед Хеллоуином. В эту ночь дети сжигали брошенные дома, которых было много в моем городе. Власти Детройта, в конце концов, приняли меры против этого, но Ночь Дьявола еще проводилась в то время, в котором снималась 8 Миля, поэтому она должна была стать частью фильма. Что мы хотели нарисовать в этой сцене – это то, к чему каждый Может себя отнести: детьми мы все делаем глупые вещи, а такие дети просто шляются по округе. В этой сцене я нахожу фотографию -доказательство того, что когда-то в этих останках дома жила семья. Эпизод показывает, насколько херово жить бедно, а позитивное послание фильма в том, что неважно, откуда ты: с северной или южной стороны 8 Мили,- ты можешь вырваться оттуда, если твои мысли и твой путь идут в правильном направлении. Выбиться – вот главная мысль фильма.

Были и странные моменты в 8 Миле. Я зубами и когтями вгрызался (и выиграл), только чтобы сцену с лошадью убрали на хер из фильма, потому что в ней не было никакого смысла. Джимми поссорился с матерью, относит сестренку к няньке по соседству, потом садится и начинает плакать, думая о своей жизни и насколько все херово. Но потом он поворачивается и – вот вам – видит лошадь. Одну из тех, на которых копы ездят и все такое. Он видит эту лошадь во внутреннем дворе и не знает, почему она там. Он подходит и начинает ее гладить. А вот кое-что о лошадях и как они подбрасывают вверх свои головы – они дергают своими головами туда, блядь, сюда. Кертис говорил мне держать уздечку и гладить лошадь. Но лошадь все время делала это бешенное движение головой, и я думал: «В любую минуту эта козлина поднимет свою голову, сломает мне челюсть и на хер вырубит меня». Лошади и я, мы не очень хорошо ладим. Я бы не тягался с лошадью. Если бы лошадь задиссила меня, я бы ничего не сказал в ответ.

Это был определенно странный переход – успех, взрыв после 8 Мили. До того, как вышел фильм, я не защищал свой успех. Конечно, белый парень продал миллионы, но я нормально ко всему этому относился. Но я не знал, что шум вокруг фильма будет таким большим. Начинаешь замечать, что родители приводят свою молодежь на твои шоу. Я думал: «Какого черта вообще происходит?» Все просто слетело с катушек после 8 Мили. В Interscope мне сказали, что возрастной показатель моих поклонников поднялся до людей из конца 60-х – начала 70-х, что никак не укладывается у меня в уме. В смысле, значит, я тебе нравлюсь, и твоему дедуле тоже?
Странно, понимаете, новые фанаты и откуда они. Основные фанаты знают, какое теперь время, знают мою историю и мои личные связи с историей хип-хопа. А остальным – если вам понравился фиьм, и из-за него вы пришли к любви к моей музыке, и вам 86 лет – просто хочу сказать вам спасибо. Спасибо вам отХэйли. За ее колледж уплачено.

Будучи начинающим артистом в андеграунде, я ни когда не хотел продаться, но я уверен, что есть поклонники, которые считают, что я продался. Им я скажу: «Я все равно вас люблю». Я не думаю, что делал музыку, которая меня продала. Да, у меня были совместные треки с поп-артистами, но мои Тексты, читка и владение битом всегда были чистым хип-хопом. Я также читал. Единственная разница была лишь в том, что намного больше людей меня услышали и поддерживали мое искусство. Надеюсь, вы все понимаете, что я не могу контролировать то, кому будет нравиться моя музыка и кому буду нравиться я.
Ну а серьезно, если я сделаю еще один фильм, проблема будет в том, смогу ли я вжиться в роль кого-то, не имеющего ничего общего с реальным мной. Когда думаешь о по-настоящему хорошем актере, как Дензел Вашингтон {Denzel Washington) – наверное, мой любимый актер всех времен — знаешь, что Дензел серьезен. Будь он в роли гангстера или копа – ты забываешь, что смотришь кино. Проблема для меня – суметь показать такой размах, какой показывает серьезный чувак, как Дензел. Он есть вдохновение. Если я собираюсь делать что-то, я должен быть лучшим в этом. Я должен быть суперконкурентноспособным. Уважаемым.