Eminem подписывает автограф

Eminem подписывает автограф

Eminem относится к такому классу музыкантов, творчеству которых уже никогда не избежать постоянного внутреннего взаимосравнения, даже после логического его завершения. И прежде, чем вы скажете, что любой исполнитель/музыкальный коллектив сталкивается с подобным — задумайтесь о какой-нибудь Никки Минаж и представьте примерный алгоритм распределения её творений по призовым местам: скорее всего, всё будет зависеть от количества выпитого/вынюханного/выкуренного (нужное подчеркнуть) под определённые песни за один вечер, не так ли? Я далеко не сноб, когда дело касается музыки, и не буду врать: мне всегда нравилось повисеть в клубе за «дорожечкой-другой» и подрыгаться на пару с любой очаровательной леди с возможностью дальнейшего приятного времяпрепровождения, но порой душа требует нечто большего нежели перепихон с приезжей первокурсницей под хиты сезона.

Автор: Сергей Столяров.

Eminem all CD 4

То тут, то там, внутри разнообразных фан-сообществ, с частой периодичностью натыкаешься на всякого рода списки, рейтинги, анализы и так далее. 10 лучших песен/куплетов/припевов/строчек — это, пожалуй, основная и излюбленная территория обсуждения для фанатов. Я решил не отставать от моды и составил свой список: с каждого сольного альбома (кроме Infinite) я выбрал по песне, которые на мой, надеюсь всё ещё адекватный взгляд, являются лидерами. Проще говоря, отбросьте все сайдовые проекты и увидите перед собой 7 лучших песен Эминема. Поехали! © Юрий Гагарин.

1. The Slim Shady LP — Rock Bottom

The Slim Shady LP (Special Edition)

Начиная от вступительной речи, заканчивая последними строчками — эта песня буквально вдалбливает в голову всю тогдашнюю депрессию Эминема и предлагает окунуться в океан отчаяния и беспомощности, которые когда-то сжирали Маршалла изнутри. «Rock Bottom» — это не просто зарифмованные проблемы под грустный бит, а своеобразный глазок, сквозь который можно досконально рассмотреть душевное состояние Эма образца 1997 года: поникший, раздавленный, пессимистичный, исключающий какой-либо наигранности речитатив, несёт слушателя по волнам горечи и пугающего холодного равнодушия Маршалла к мыслям о грабеже и убийствах ради хоть каких-нибудь копеек. Учитывая официальную версию появления песни (Eminem написал её после того, как его в очередной раз уволили прямо перед днём рождения дочери), становится действительно не по себе. Что помешало ему осуществить тот самый вооружённый налёт, о котором идёт речь в третьем куплете? Ответ он даёт сам, пусть и неосознанно, спустя 17 лет после написания текста, на альбоме «MMLP2» в песне «Brainless»:

«Imagination’s dangerous, it’s the only way to escape this mess
And make the best of this situation I guess»

Нам лишь остаётся порадоваться за естественную творческую натуру Маршалла, ведь тогда, в 1997 году, он вполне мог пойти по совершенно иному пути.

2. The Marshall Mathers LP — Criminal

Marshall Mathers LP cover

Самая сильная работа Эма. Один из лучших альбомов за всю историю существования хип-хопа. На нём нет ни одной проходной песни, но выбрать надо, к сожалению, только одну.

После грандиозного успеха «The Slim Shady LP», Маршалл останавливаться не собирался. Благодаря нешаблонности первого альбома, рэпер оказывается объектом обвинений чуть ли не во всех бедах США того времени. Несколько подростков отъехали от передоза? Виноват, разумеется, Eminem. Обиженный паренёк перестрелял всю школу? Виноват Eminem. Пьяный в зюзю игрок университетской команды по футболу задушил девушку в порыве ревности? Виноват Eminem. Ребенок послал родителей на три буквы и выбросился из окна? К чёрту говорить о взаимоотношениях в семье, есть же Eminem, на которого можно все повесить. Несмотря на невероятное давление со всех сторон, Маршалл не теряется и делает ход конём, а именно выпускает «The Marshall Mathers LP», где соглашается со всеми претензиями в свой адрес, подливая масла в огонь с помощью как жирного, так и очень тонкого троллинга всех и вся вокруг. Не вдаваясь в подробности, основная идея пластинки была таковой: «Гомосексуалы — нелюди и черти, которых надо резать. Шутка. Употребление наркотиков и алкоголя входит в непосредственные обязанности любого здравомыслящего человека. А кто так не думает — тот гомосексуал, которого надо сжечь. Шутка. Нет, нет. Я пошутил, что это шутка. А что вы мне сделаете, придурки? Бабла-то у меня много. Кстати, (имя) вообще долбо*бище ещё то. И (имя) тоже. Да шучу я, шучу, олени». Подобный подход заставляет всех недовольных лишь ещё громче орать и возмущаться, принося Маршаллу только больше внимания, славы и денег.

Eminem CD 2 MMLP

«Criminal», по сути, отражает всю концепцию альбома, а поэтому и закрывает его. Это именно тот самый канат, по которому Eminem заставляет идти слушателя: то ускоряя шаг, то притормаживая, только бы не упасть вниз, покачиваясь из стороны в сторону. И с какой стороны там шутка, а с какой вполне себе серьёзный разговор — тогда понимали далеко не все. Только что Маршалл говорит обиженным и недоумевающим голоском о том, что его никто не понимает, и тут же остро и едко стебёт Билла Клинтона, Монику Левински, Версаче и вообще издевается над мирным мировоззрением всех людей вокруг. Однако для особо тугих он заканчивает песню прямым и ясным объяснением всего происходящего:

«If I ever gave a fuck — I’d shave my nuts
Tuck my dick in between my legs and cluck
You motherfuckin’ chickens ain’t brave enough
To say the stuff I say, so just tape it shut
Shit, half the shit I say, I just make it up
To make you mad, so kiss my white naked ass
And if it’s not a rapper that I make it as
I’mma be a fucking rapist in a Jason mask»

Eminem CD 2 MMLP

Вот так элегантно он и дерьмом всех облил, и отмазался. Кстати, в одном утверждении он оказался прав как никогда:

«You can’t stop me from topping these charts».

3. The Eminem Show — Sing For The Moment

The Eminem Show

Люди взрослеют и ничего с этим не поделаешь. Но в случае с Эминемом нельзя сказать точно, что его третий большой релиз — плод духовного развития. Скорее, причиной большей мягкости этой пластинки является ряд событий, которые имели место быть на тот период времени: условные сроки, вынужденный отказ от наркотиков, усталось от внезапной славы. Наверное, Маршалл сам захотел немного сбавить обороты и слегка затупить углы творчества. Возможно, на тот момент он отошёл от через-чур бунтарского настроя и задался вопросом о своей значимости в хип-хоп индустрии. Но как бы там ни было — «TES» получился альбомом плавным, более спокойным и, все же я скажу это слово, взрослым. Это не значит, что тексты не были больше «кусачими». Они по-прежнему изобиловали издёвками, желчью и провокациями, но подавалось всё с немного другого ракурса — слушатель внимал уже размышлениям не наглого новичка, а сформировавшейся звезды планетарного масштаба.

В «Sing For The Moment» Эм впервые взглянул на всю шумиху вокруг своей персоны по-серьёзному. Без каких-либо дразнилок, подколов и стёбов, по-спокойному, можно даже сказать по-человечески, он высказал свои настоящие мысли по поводу влияния музыки, и не только своей, на умы подростков. Так же, он там обращается непосредственно к своему целевому слушателю, который гипотетически может использовать некоторую агрессивную лирику Эма в качестве оправдания своим глупым поступкам:

«They say music can alter moods and talk to you
Well, can it load a gun up for you and cock it too?
Well if it can, then the next time you assault a dude
Just tell the judge it was my fault and I’ll get sued»

Eminem all CD

Это очень важный момент, ведь данные строчки говорят о его возможном согласии в том, что он и правда может быть причастен к паре-тройке трагедий. Более прямо он намекает на это во втором куплете:

«I guess words are a motherfucker — they can be great
Or they can degrade, or even worse — they can teach hate»

Такое своеобразное, лёгкое, мимолетное раскаяние, на пару со взвешенным анализом положения дел в музыкальной индустрии, поднимают «Sing For The Moment», если и не на лидирующее место среди всех его песен, то точно возносит её в первую пятерку.

4. Encore — Yellow Brick Road

Eminem

«Yellow Brick Road» примечательна тем, что на протяжение трёх куплетов Eminem плавно, с чувством, с толком, с расстановкой подводит нас к кульминации и точке кипения. А именно, к признанию своей ошибки в том, что когда-то нелестно высказывался в адрес темнокожих женщин. В этой песне, действительно, продумано абсолютно всё. Она великолепно построена по классическому плану:

1.Вступление
2.Завязка
3.Кульминация
4.Заключение

Первые два куплета объединяют вступление и завязку, третий куплет сочетает в себе кульминацию и заключение. Повествование идеально сбалансировано, но хочется затронуть этот известный Эминемовский дар «возвращать все камни противника в его же огород»:

«Alright come on, let’s cut the bullshit enough
Let’s get it started, let’s start addressing this issue and open it up»

Ключевой момент: «let’s start addressing this issue and open it up». Мол «Вы все орёте, орёте. Но давайте-ка уже на чистоту поговорим». Маршалл всегда умел издеваться и перевирать слова так, что в итоге он всегда оказывался правым, но в «Yellow Brick Road» он переплюнул самого себя.

Далее, разбавляя текст достаточно сильным повествованием о его проблемных передвижениях по Детройту, он исподтишка вставляет фразочку:

«I am well aware that I don’t belong here
You’ve made that perfectly clear»

Вот вам и тот самый, брошенный обратно в огород противника, камень. Теперь становится непонятно, кто кого должен обвинять в расизме. Но это лишь затравка.

Второй куплет, как было сказано выше, тоже представляет из себя вступление с завязкой. Там Eminem рассказывает о знакомстве с Пруфом, притравливая весь процесс забавным описанием, опять же, своих проблемных передвижений по Детройту. Всё заканчивается фразой:

«From that day we was down to ride
Somehow we knew we’d meet again somewhere down the line»

Eminem не только подружился с чёрным, этот чёрный стал в будущем его лучшим другом. Если ты расист — у тебя не может быть друга иного цвета кожи. И это не мои рассуждения, это рассуждения Маршалла, первоклассно скрытые между строк. Он раскрывает очевидное сквозь призму иронии и долю еле уловимого издевательства над своими оппонентами. Иначе никак, иначе Эминем бы не был Эминемом.

А теперь самое главное — идеальный третий куплет. Шейди очень искусно подошёл к извинениям перед той девушкой, опять же, не забыв упомянуть, что ему приходилось очень даже тяжко, когда дело касалось любви к хип-хопу:

«We was being laughed at: «You ain’t even half black!
You ain’t supposed to have that, homie let me grab that»

Вновь невольно возникает вопрос: «Кто был жертвой расизма?»

Но Маршалл не настолько глуп, чтобы именно это выдать за причину его нелестных высказываний: «Вы меня гнобили, и у меня тоже было полное право сделать это». Нет. Вместо этого он переходит на неожиданное, нарочито-банальное и бытовое сравнение:

«Which reminds me — back in 89, me and Kim broke up for the first time
She was try’na two-time me, and there was this black girl at our school
Who thought I was cool, cause I rapped — so she was kinda eyeing me
And — oh the irony — guess what her name was?
Ain’t even goin’ say it, plus the same color hair as hers was
and blue contacts and a pair of jugs»

После всех брошенных назад камней, Eminem раскрывает истинную причину, будто бы говоря: «Я сталкивался в жизни с тем-то и тем-то. Но это я так, к слову сказал, а на самом деле всё вот так было». Что получается в итоге? В итоге, он подколол всех, кто называл его расистом, а те и сказать ничего в ответ не могут, потому что он, вроде бы, и не первый всю эту катавасию начал, а ещё выходит, что он и не виноват вовсе, потому что сказал всё в порыве эмоций и чувств:

«The bombest god damn girl in our whole school
if I could pull it — not only would I become more popular
But I would be able to piss Kim off at the same time
But it backfired, I was supposed to dump her
But she dumped me for this black guy
And that’s the last I ever seen or heard or spoke
To the „Oh foolish pride“ girl»

Eminem all CD

Но извиниться перед додиками всё же надо, а то ведь до конца дней своих не перестанут визжать (заметьте, это снова не мои рассуждения, а рассуждения Эминема):

«I singled out a whole race and for that I apologize
I was wrong, cause no matter what color a girl is — she’s still a ho»

Обратите внимание на постановку слов в первой строке: «and FOR THAT apologize», а не «I apologize for that». «Вот именно за это я и извиняюсь» и далее гениальное завершение:

«I was wrong, cause no matter what color a girl is — she’s still a ho»

Девка-то всё-равно сука. А чёрная или нет, без разницы. Шах и мат. Eminem покидал камушки, ещё и сухим из воды вышел.

Вкупе со всем этим, песня и правда обладает сильной лирической составляющей. Она продумана от начала и до конца, состоит из различных маленьких деталей, винтиков, болтиков, образующих первоклассное обращение ко всем недовольным. Это единственная песня со всего альбома, которая может похвастаться наличием таких сторон.

5. Relapse — Hello

Eminem CD Relapse

Я уже чувствую, как процентов 70-80 читателей поперхнулось печеньем/орешками/сухариками или что там можно есть сидя за компьютером, а в голове бесится вопрос: «Что за бред?». Если честно, я сам не ожидал от себя такого внезапного решения. Еще вчера текстовый документ заканчивался словами «Relapse — Deja Vu», но сегодня с утра всё поменялось. «Deja Vu», безусловно, гениальная песня, однако она страдает, пусть это и совсем незаметно, банальностью. В какой-то степени, слушать её скучно, несмотря на то, что от первой до последней строчки Eminem, впервые за весь альбом, рассказывает о своей длительной наркозависимости в серьёзном тоне, без кривляний, акцентов и прочей клоунады. Но… Надоедает. Надоедает именно факт присутствия серьёзности — в первые 50, 100, 200 прослушиваний это всё кажется высшей точкой альбома, но далее восхищение идёт на спад. Спустя 5 лет после выхода «Relapse», я выбираю «Hello» — полную противоположность «Deja Vu».

Соль в том, что содержание «Hello» необязательно нужно проецировать на самого Эминема. В отличии от «Deja Vu», слушать её не надоедает, и во многом благодаря именно тем аспектам, за которые «Relapse» в своё время отхватил больше всего люлей: акценты и излишнее шутовство. Более того, «Hello», пожалуй, единственная песня со всего альбома, про которую можно сказать, что звучит она так, как должна звучать — для неё вся эта юморная, местами противная пошлость, с коверканьем слов и «резиновым» флоу, работает на все 100 процентов. Самое интересное заключается в том, что эта песня с двойным дном: одновременно она воспринимается и как нечто реально происходившее, и как забавный сторителлинг. А слушать такое всегда гораздо увлекательнее, нежели грустную исповедь бывшего наркомана, которая, по сути, уже давно утратила свою актуальность.

6. Recovery — On Fire

Eminem Recovery Front

«Recovery» — единственный альбом Fire Marshall’а, о котором говорить мне всегда было сложновато. У меня очень холодное отношение к этому проекту. Не потому что там биты попсовые, а Eminem на половине песен орёт вместо того, чтобы читать, а потому что я никогда не мог воспринимать «Recovery» как цельную работу. Для меня — это скорее простой рандомный набор серых песен, чем концептуальная пластинка. Даже к «Encore» я почему-то отношусь лояльнее.

Открыв папку с альбомом, я с удивлением обнаружил, что там всего 8 песен: «Cold Wind Blows», «On Fire», «W.T.P», «Seduction», «No Love», «So bad», «Almost Famous», «Untitled». Видимо, ещё давно я удалил все те, которые мне не нравились. Посмотрев в интернете полный трек-лист, я понял, что, в принципе, ничего особенного не пропустил, и принялся слушать песни по порядку. Дослушать до конца я смог только две: «On Fire» и «Untitled». От остальных меня вгоняло в тоску уже на первом припеве («No Love» я не слушал вообще, потому что это совместка). Заранее хочу сказать про «Going Through Changes», которая, вероятно, является фаворитом большинства — всегда считал её своеобразным клоном «Deja Vu»: красиво написанное нытье. Скучное и уже давно не актуальное.

«On Fire» и «Untitled» — одного поля ягоды. Две панчлайн-песни и нужно сделать выбор. «On Fire» выбилась вперёд благодаря размеренному флоу и мрачному инструменталу. Больше я в душе не чаю, что сказать про «Recovery».

7. The Marshall Mathers LP 2 — Evil Twin

Eminem CD MMLP2

Забавно. Как и в случае с оригиналом, лучшей песней здесь становится финальная (я не учитываю продолжение, которое присутствует в Deluxe Edition. Хотя, даже если бы и учитывал, думаю, выбор бы мой не изменился). Еще забавней тот факт, что с «MMLP2» у меня схожая ситуация, как и с «Recovery» — сложно выбрать лидирующую композицию, но только на сиквеле к лучшему альбому, в отличие от его предшественника, практически все песни хороши. Здесь присутствуют и продолжение шедеврального «Stan», с не менее шедевральным четвёртым куплетом, и душераздирающее признание в любви матери, и прощание с ненавистью к жене, и забористая «Asshole», и приглашение в настоящую повседневную жизнь Маршалла, и зубодробительные шесть минут «Rap God»- уши разбегаются, а мозг суетливо пытается решить: что же из этого всего является вышкой?

«Evil Twin» — это итог всей сольной карьеры Маршалла. Наконец-то, он признаёт, что нет никакого Слима Шейди. Наконец-то, он открыто заявляет, что в TOP-5 (он говорит TOP-4 для пущей едкости) лучших рэперов никто не входит, кроме него и Бигги с Тупаком. Наконец-то, он даёт понять, что его абсолютно не колышет, что кто-то там мог пострадать из-за его песен, а единственное, что его раздражает — это назойливые детки-матершинники, берущие с него пример, и то, если только они бегают по близости и мешают ему. Собственно, в «Evil Twin» Eminem открыто говорит правду: «Я изначально был таким циничным гондоном, и навсегда останусь таковым, а Слим Шейди был придуман, чтобы отмазываться от наездов всяких дятлов-критиков. Бойтесь меня».

Каждая строчка в этой песне достойна цитирования, нет даже никакого смысла в предоставлении каких-либо примеров — легче будет просто вставить весь текст целиком, но я этого делать не буду, потому что вы и без меня можете спокойно его найти. Занавес.

Eminem MMLP2 2

Автор: Сергей Столяров.