Kendrick Lamar – звезда, которой хип-хопу не хватало. Обзор альбома «DAMN.»

Kendrick Lamar – звезда, которой хип-хопу не хватало. Обзор альбома «DAMN.»

Читайте авторский перевод рецензии от британского портала Telegraph на новый альбом Кендрика Ламара – «DAMN.»

Kendrick Lamar — это звезда, которой хип-хопу не хватало, самый настойчивый, искусный и целеустремленный рэп-артист своего поколения, а возможно даже всех. Это уже его второй шедевр подряд. «To Pimp A Butterfly» был повсеместно признан альбомом 2015 года, представляя собой широкий музыкальный спектр, включая в себя джаз, соул и психоделику, как подложку для яростного, смешного, эмоционально преданного обращения к разделенной нации. По размаху, цели и насыщенности оно вернуло хип-хопу социальную и политическую осознанность 70-х, что дает возможность сравнивать его со Stevie Wonder’ом, Marvin Gaye и Curtis Mayfield. «DAMN» менее насыщенная, более минималистичная работа, но настолько сильно сфокусированная, лирически бесстрашная, концептуально изобретательная и поданная с определенным «свэгом», что она более чем достойна своего предшественника.

Обложка (хмурый взгляд вблизи), жирные, все прописные буквы в названии, названия треков в одно слово (BLOOD, PRIDE, LUST, LOVE, FEAR, GOD) провозглашают намерение Lamar’а обнажить все. Ощущение альбома далеко от сверкающего, разрастающегося рога изобилия в «To Pimp A Butterfly». В то же время нет никакого критического пожертвования в музыкальности, которая и делает Lamar’а таким доступным. Ритмы остались плавными, фанковыми, джазовыми, мелодии проскальзывают с гладкой мягкостью, передаваемой мастерским флоу Lamar’а и его мягким поющим голосом, и деликатные оттенки повсеместно создают искусное звучание в несколько слоев, которые отслаиваются с каждым новым прослушиванием и выдают новые звуковые пространства, повторяя глубину смысла, которую можно обнаружить в словах песен. Начиная с ритмичной электро мантры о личности в треке «DNA», заканчивая нежной певучей регги-поп-медитацией о непостоянных эмоциях, «DAMN» – это альбом поверхностного блеска и скрытых глубин, где слова и музыка работают в абсолютной синхронности, в постоянно разворачивающемся танце, который придает каждому новому подходу чувство исследования и открытия нового. Это просто сбивает с ног.

В «XXX» принимает участие U2, комбинация, которая без сомнения повергла бы некоторых фанатов (с обоих сторон водораздела между роком и хип-хопом) в ужас, но в результате получился трек с извилистым и на удивление душевным флоу, что делает их отличным дуэтом, выставляя на показ суперзвездных гостей Lamar’а в их самом недооцененном формате. В то время, как Bono шепчет «Молись за меня» и нежно пропевает идеалистическую мантру американской мечты, Kendrick Lamar подает нам эпическую поэму вне времени о врожденном насилии в самой сущности самосознания Америки. «Святая Мария, Иисус и Иосиф / Великий Американский флаг свернут и тянет взрывчатку / Компульсивные растройства, сыновья и дочери / Забаррикадированные кварталы и границы / Смотрите, чему вы нас научили / Это убийство на моей улице, твоей улице, переулках, Уолл-Стрит / Корпоративные офисы, банковские рабочие и боссы / С мыслями о самоубийстве, Дональд Трамп во главе…»

Kendrick Lamar – звезда, которой хип-хопу не хватало. Обзор альбома «DAMN.»

А вот и он. Для рэпера, который никогда не стеснялся высказываться по важным вопросам современности не удивительно, что непопулярный 45-ый президент США может несколько раз появиться на «DAMN». Но не он, на самом деле, в фокусе внимания Lamar’а. На «XXX» Lamar обвиняет и себя самого в насилии своей нации, говоря об Америке как о «зеркале». Акцент ставится на личном, даже если контекст остается социо-политическим. Снова и снова Lamar обращается к эмоциональным и философским вопросам через анализ своих собственных противоречий, используя себя, как шаблон для человеческого несовершенства. На треке «PRIDE» он исследует грехи своей собственной гордости, читая под тяжелый, старый соул-бит. «Буйствование, погоня за целью, новые мирские приобретения / Творение плоти, разрушение души, какой из них ты бы уменьшил? / Лучшая часть, человеческое сердце, ты любишь их или критикуешь / Счастье или привлекательность? Как ты подойдешь к вопросу?». Затем следует хвастливый «HUMBLE», в котором он распевает о своем превосходящем рэп-таланте и разбивает своих ненавистников под динамический бит с пианино. Эта последовательность усложняет и обогащает обе песни.

Такая уверенная артистическая целеустремленность – это то, что отделяет Lamar’а от остальных. Это, и еще фантастические навыки в рэпе. Он может менять темп и флоу, играть с тональностью своей вокальной подачи, окунаться в мелодию и отходить от нее, постоянно сопровождая это строку за строкой, наполненной слогами, каждый из которых играет свою роль. Он может писать чарующие истории (заключительный автобиографический «DUCKWORTH» имеет сильный и задевающий конец), гипнотические мантры («FEEL» предлагает нам ослепляющий список сложных и противоречивых эмоциональных откликов), солипсические pop-песни подобно Drake’у (Rihanna включает свою магию вместе с Lamar’ом на легком груве «LOYALTY») и последним блюдом подаются философские и игривые нон-секвестры, которые делают рэп так неизбежно цитируемым («I can’t fake humble just cause your ass is insecure»).

Как жанр, рэп может быть очень требователен к слушателю, частично из-за непрерывной лирической пунктуации, но также и из-за урагана культурных отсылок и сленга, который требует расшифровки. Тем не менее, если обнажить ослепляющую игру слов, лежащую на поверхности у большинства рэперов, не остается ничего, кроме беспрестанных заявлений о пустых одержимостях. «DAMN» – это альбом, освежающе свободный от хвастовства своим богатством, дизайнерской одеждой, дорогими машинами и прочей роскошью. Нет женщин, необдуманно-ставших жертвами унижения. Это альбом, в котором чувствительный, сложный мастер слова задает серьезные вопросы себе и, не напрямую, своим слушателям, о том, сколько ответственности за состояние несовершенного мира, в котором мы живем, лежит на нас самих. «See, in the perfect world, I would be perfect, world», – настаивает он. «DAMN» торжествует в своих собственных недостатках таким образом, что это не только закрепляет место Lamar’а на верхушке хип-хоп шумихи на сегодня, но и на верхушке популярной музыки. Это работа будущего «лучшего всех времен» в полном расцвете сил. Действительно, DAMN.

Послушайте альбом Кендрика Ламара «DAMN.» бесплатно: