Классика Слима Шейди: «Encore» празднует 15-летний юбилей.

«Encore 2004» – пятый студийный альбом Маршалла в этом году отмечает пятнадцатилетие. Одна из самых скандальных музыкальных пластинок Эма была встречена довольно негативно, но имела большой коммерческий успех. Какой она запомнилась вам?

«Encore» — это исполнение «на бис» предыдущего альбома Маршалла, «The Eminem Show» (2002). Продолжалась все та же тема ненависти, политики, любви и знаменитостей, которых Эм с большим удовольствием всегда высмеивал (за такую смелость мы его и любим). Вроде бы ничего нового, все как обычно. Но на главной обложке альбома мы видим Слима Шейди и его финальный поклон. Со словами «Bye-bye!» Шейди стреляет в себя, становится очевидно, что альтер-эго Эма покидает нас. Ну что ж, практически в конце каждого альбома Эм «обещает», что это его финальный проект, и он покидает сцену. Это длится уже более 20 лет. Так и Слим Шейди с финальным поклоном вновь возвращается “на сцену” в «Relapse».

Нельзя сказать, что эта пластинка запомнилась мне как единый проект. Отдельные треки стали классикой, такие, как «Like Toy Soldiers» и «Mosh». Но сам альбом не имел успеха и был проигнорирован всеми крупными премиями, такими, как Грэмми (Лучший Рэп-Альбом), и AMA в той же номинации. Что примечательно, на альбом делались большие ставки: во время презентации альбома в Нью-Йорке собралось более 800 тысяч человек, что стало абсолютным рекордом, и это событие попало в Книгу Рекордов Гиннеса. Абсолютный пик популярности артиста.

Восемь недель пластинка возглавляла «Billboard Top 200», альбом распродавался по всему миру на бешеной скорости. Все хотели услышать Эма, который никогда не боялся говорить правду, в то время как другие действительно боялись. “Fuck Bush” произносит он в «Mosh», а также, говорит о том, что он бы предпочел увидеть президента мертвым “I’d rather see the president dead” в «We As Americans» – недовольный политикой Буша, Эм говорит об этом в открытую, говорит от имени тысяч людей, которых такое положение дел тоже не устраивает. После всего этого Маршалл стал «угрозой», и им занялась Секретная служба США. Занимается, видимо, до сих пор, так как Эм успешно продолжает высказывать свое мнение и про политику Трампа. За это мы действительно любим его и уважаем.

Пластинка имела большой коммерческий успех, но большинство встретили этот альбом негативно. Какие ожидания были у людей, повидавших «The Eminem Show» – самый успешный альбом Маршалла? Очень высокие. Но, получив «Encore», который не смог повторить такой успех, а всего лишь стал сырой копией предыдущего альбома, люди разделились на два фронта. Кто-то довольствовался новинкой, а кто-то яростно критиковал.

Критиковало большинство новостных источников. «Большой прыжок вниз от уже достигнутого уровня, и единственный альбом, который не выиграл даже ни одного Грэмми несмотря на то, что был номинирован на три» – рецензия от Genius. (ориг. big step down from his normal level and was his only album not to win him even one Grammy, despite being nominated for three.). Похожие мнения высказывались и в других рецензиях. Кому-то не понравилась лирика, кому-то – незамысловатые биты Дре, появились яростные противники нового “акцента” Маршалла, кто-то осуждал за непонятные звуки за кадром (особенно «Puke» и то, как Эм блюет в туалете, не самое приятное явление, соглашусь), «это было начало краха Эминема» – так охарактеризовали альбом Focus Hip Hop (ориг. this was the beginning of Eminem’s downfall.)

Да, на тот момент карьера Маршалла шла на спад. Он начал принимать наркотики, на несколько лет ушел из мира музыки. Вероятно, получив такую холодную обратную связь, он также потерял и веру в себя и свою музыку.

Лирика такого характера уже порядком поднадоела (многие вели параллели с предыдущими альбомами), эти вечные смешки в адрес звезд шоу-биза и политиков, недовольства по поводу критиков, очень сильно был раскритикован «Just Lose It», в котором Эм подражал и высмеивал Майкла Джексона в своем клипе (мда, не лучший ход, Маршалл..) . Особенно всех раздражал новый, восточноевропейский акцент Маршалла в «Ass Like That», в котором он читает голосом марионеточного персонажа Triumph the Insult Comedy Dog, собачки с сигарой, который насмехался над известными личностями с таким характерным акцентом. Альбом также не спасло музыкальное сопровождение. Все были разочарованы не только продюсированием Маршалла, но и битами Доктора Дре. Нельзя сказать, что они были плохими, нет. Просто они уже не удивили никого, люди слышали подобное уже три альбома подряд (не берем во внимание Infinite).

Но есть моменты, где все были впечатлены. «Like Toy Soldiers» и «Mockingbird» – очень эмоциональные и глубоко личные треки, в которых Эм выворачивает свою душу наизнанку. Тема друга и дочери поднимается практически в каждом его альбоме, и этот не стал исключением.

Многочисленные отзывы доказывают, что «Encore» является лишь неудачной копией-продолжением «The Eminem Show», и лишь немногие были восхищены уровнем, который он не сумел перешагнуть, но достойно соответствовал. В отзыве от Rap Reviews мы видим: “Тем не менее, «Encore» доказывает одно: Эминем, несмотря ни на что, все же лучше, чем большинство рэперов, и у него есть масса индивидуальных качеств, которыми он может поделиться. «Encore» фактически имитирует маниакальную, капризную личность Eminem’а, меняющуюся так же быстро, как и его характер от «Puke» до «Crazy In Love» или от «Mosh» до «Mockingbird». Эм проводит половину своего времени, сжигая мосты, а во время другой – восстанавливает их. В целом, альбом на самом деле является просто продолжением маниакально-депрессивного состояния, которое вы слышали на «The Eminem Show». Это просто еще более резкий, неистовый маньяк, оскорбляющий всех в пределах досягаемости человеческих ушей, но, эй, разве это не то, за что вы покупаете альбом Eminem’а?”

Действительно, как бы ни старались критики раскритиковать альбом, Маршалл в последующих альбомах “перекритиковывает” их всех, уже спустя 5 альбомов с того времени мы убедились в этом. «Encore» стал классикой Слима Шейди, получив четыре Платиновых статуса. В альбоме Маршалл не воздерживается, говорит все то, что считает нужным, безо всякой боязни быть выброшенным из игры. Многие писали, что это просто вседозволенность, присущая “белому” рэперу, но на наш взгляд, это просто талант человека попадать прямо в точку своими словами так, чтобы все вокруг восклицали “какой он плохой”, но внутри сооглашались с каждым предложением. В нем нет наигранности, все честно.

Мы не оцениваем этот альбом, как самый лучший в его карьере. Да, биты были уже чем-то знакомым нам («Never Enough», «Yellow Brick Road» – что-то подобное, кажется, мы уже слышали в саундтреке к 8 Миле, из-за них они так цепляют, но, согласитесь, когда начинается «Evil Deeds», мурашки по телу у каждого. Тексты песен Маршалла мы всегда оцениваем высоко, но некоторые моменты, («Ass Like That» или «Puke») никак не назовешь характерными для такого одаренного хип-хоп артиста, не его это уровень. Хочется сильных текстов, но они сильно уступают. Что не скажешь про «Mosh» или «Like Toy Soldiers». Альбом показался не выдержанным в одном стиле, некоторые треки хочется переключать. Но что, несомненно, понравилось (и требуем повторения) — это гостевые участия. Сейчас не хватает такого большого хип-хоп сопровождения, уже как несколько альбомов. Фифти, Дре, D12, Нейт.. Гостевое участие 10 из 10.

Был бы актуален такой стиль исполнения в наши дни, спустя 15 лет? Неясно. Меняются вкусы и предпочтения. Одно ясно наверняка – альбом стоит того, чтобы его вспомнили спустя столько времени.

Нам интересно, есть ли любители «Encore», который назовут его лучшей работой за всю карьеру Маршалла?