Один из самых знаковых и рефлексирующих авторов текстов на современной хип-хоп сцене, Лупе Фиаско, стал визит-профессором научной программы им. Мартина Лютера Кинга в Массачусетском технологическом институте на 2022/2023 учебный год. В своей первой лекции “Теория и практика рэпа: введение” Лупе проанализировал некоторые фундаментальные концепции жанра.

Знакомя студентов с различными типами повествовательной структуры, он подробно рассказал о структуре сюжета с прерывающимся повторением, когда поворот сюжета появляется в истории после того, как слушатель принимает статус-кво через повторение, после чего созданное ожидание нарушается.

Лучшим примером такого типа повествования, который мы все знаем с детства, является “Stan”, утверждает Лупе. Не только потому, что это эффективно, но и потому, что сила его эффекта лежит глубоко в нашем подсознании, и Маршалл эффективно применяет эту силу:

“Stan”, вероятно, величайшая песня Эминема. Возможно, его самая великая песня, которая легко обходит все остальные. Эта песня о фанате. Вот откуда у нас взялось слово “стэн”. Песня о фанате, который пишет Эминему письмо. И он пишет это письмо: “Дорогой Маршалл”. Он пишет письмо в первом куплете. Затем он пишет письмо во втором куплете. Немного более агрессивное, в духе “ты мне кое-что должен”. Затем он исполняет третий куплет. И это уже не письмо как таковое. Это запись голоса. И Стэн, этот фанат Эминема. Он записывает, как похищает, в истинно эминемовской манере, свою девушку и разыгрывает этот странный сюжет убийства-самоубийства. И он записывает эту вещь для Эминема. И затем, в конце третьего куплета, он приходит к осознанию, типа: “Мы собираемся проехать на этой машине по этому мосту”. Он такой: “О, черт! Как я собираюсь это разослать?” Но это не поворот сюжета, не так ли? Но это здорово, Эминем мог бы на этом остановиться. Но четвертый куплет разрушает эту структуру 1-1-2, эту тройственность, этот тройной изоколон: 1-1, затем поворот. Он делает 1-1-1-поворот. И поворот в том, что Эминем наконец-то получает письмо с первого куплета.

И он садится за ответ на него. И он пишет: “Дорогой Стэн, я ценю, что у тебя все мои записи. Мне жаль, что я не мог написать тебе ответ. Я был в туре. Эй, чувак, я слышал, у тебя сложности. Расслабься, и с тобой все будет в порядке”. И затем Эминем, когда он подходит к концу куплета, говорит, что иногда люди совершают безумные поступки. Например, был один парень, который в порыве эмоций сел в машину со своей девушкой и съехал на ней с моста в воду.

И на Эминема снизошло озарение, типа: “О черт”. Это был ты. Многослойность и сложность того, как он развивал сюжет, эта структура сюжета с прерывающимся повторением выполнена мастерски. Он взял очень простую концепцию, которую мы все усвоили, когда были детьми — потому что мы все знаем про трех поросят, так что это очень, очень простые сюжетные последовательности, которые мы все можем понять и которые всем хорошо знакомы. Но тогда как нам развернуться и использовать это в наших рэп-текстах? Очень простые вещи. Вместо того, чтобы пытаться сделать кучу деталей, кучу каламбуров из простых слов, из имен или нескольких слогов, что, конечно, круто. Но как на счет умения обращаться с этими базовыми вещами?

И тогда возникает аргумент: “Stan” – одна из самых продаваемых пластинок всех времен в любом жанре музыки. До такой степени, что название песни вошло в обычную речь. Сила рэпа. Наравне, в культурном плане, с E=MC². И другие крылатые фразы из разных областей — науки, обществознания, археологии, истории, чего угодно — “Stan” является аналогичным примером”.

Это мощный и уверенный анализ, предоставленный одним из самых интересных авторов текстов поколения. Это абсолютно стоит посмотреть: