Eminem — Гудини современного музыкального искусства

Eminem — Гудини современного музыкального искусства

Процессы звукозаписи хранят в себе большое количество тайн, которые простому слушателю откроются только лишь в том случае, если он решит разобраться в этой непростой области, приподняв завесу данного ремесла.

Eminem — Гудини современного музыкального искусства

Автор Павел Трубицин из группы Tricksterz эксклюзивно для «Eminem.Pro»

Так выглядит окно одной из звукозаписывающих программ во время создания композиции. То, что мы слышим в наушниках, после того как нажали на «Play» – результат кропотливой, филигранной работы звукорежиссеров, которые проводят перед монитором часы, дни, недели. Что именно они делают? Посмотрим на живом примере. Все мы слышали новую старую Demo Маршалла «Lose yourself» в виде заключительного бонуса на «Shady XV». Все слышали припев, который там звучит. Он показался вам сырым? Недоработанным? Совершенно не таким, как мы привыкли слышать, будто он был записан за долгие годы до того, как велась основная работа над «Lose Yourself»? Безусловно. Во первых, его оставили таким специально, намеренно, это как некий шаг навстречу тем, кто ломал голову – а как же звучит Маршалл до начала всей магии звукорежиссера? Дорогие друзья, именно вот так звучит Маршалл.

Даже из этой части, которую мы слышим в Demo, звукорежиссер за несколько дней/недель вполне себе может собрать то, что мы привыкли слышать. Люди привыкли думать, что «компьютерная обработка вокала» заканчивается на исправлении вокальной партии, чтобы та шла четко по нотам, но, друзья, этот процесс по корректировке вокальной партии – даже не вершина айсберга, это снежинка, которая еще не успела упасть на вершину. Объем звучания голоса, четкость, читаемость, громкость относительно инструментов, отсутствие лишних частот, панорама, по которой раскидан вокал и многое многое другое. То же самое касается и любого инструмента в композиции, ведь голос – тот же самый инструмент, чаще всего исполняющий основную партию в произведении.

Вернемся к Demo. Маршалл – тот артист, который досконально изучил свой речевой аппарат, который прекрасно знает, как будет звучать его голос после определенных обработок, более того, будучи звукорежиссером, он заранее знает, как лучше подать вокал (читку), чтобы в дальнейшем иметь более качественный результат. Во всем есть как свои плюсы, так и минусы. Данный подход подразумевает под собой крайне высокие, порой даже слишком требования к собственному исполнению, но Eminem –пожалуй, один из не многих исполнителей, кто справился с собственной завышенной самокритикой ввиду невероятной работоспособности. История пестрит примерами, что самокритика порой доводила не только до завершения музыкальной, творческой карьеры, но и до суицида.

Как же записывается Маршалл?

Есть слухи о том, что «Rap God» – это Freestyle Маршалла. Он так заявил в одном из интервью. Это имеет место быть, с точки зрения создания текста, но не с технической точки зрения звукозаписи. Может быть, он нафристайлил этот трек сидя дома на унитазе, или перед микрофоном в студии, или во сне, но с абсолютной уверенностью можно сказать одно – то, что мы слышим на записи – уже не фристайл. Это невероятно проработанный трек, записанный местами построчно, местами по несколько строк.

Как заметить места склейки? Замедлите скорость воспроизведения. На замедленной скорости более ярко выражено легкое изменение тембра, которое присуще местам, где артист продолжает пение (читку) части уже отписанного куска (строки, двух, трех) песни.

Eminem — Гудини современного музыкального искусства

Безусловно, в треке есть и участки, записанные не в таком коротком интервале, но они далеко не везде. Это делается для сохранения дикции, для правильной расстановки акцентов, потому что как ни крути, но даже Rap God’у нужно дышать, и когда стоит выбор о том, чтобы исполнить все одним большим куском, но со слюнями во рту, сбивающимся от недостатка воздуха голосом, слабой акцентикой, потерянной ритмикой, или же записать так, как тебе действительно удобно и комфортно, качественно, а остальное оставить волшебнику-звукорежиссеру – я думаю, не сложно предположить, что выбирает человек, выпускающий треки такого уровня и качества звучания. Есть много способов записать куски, требующие высокой скорости и времени исполнения, одним из них является пропуск одного или нескольких слов, которые дописываются потом отдельно. Мастерство артиста состоит в том, чтобы эти слова или словосочетания прозвучали как «цельная» композиция. Качественно сделать это могут лишь те, кто провел не один месяц перед микрофоном, знает себя и свой голос, знает, как вернуть необходимый тембр, настроение, необходимый уровень эффекта «присутствия».

Ну и маленький бонус относительно быстрого куска: замедление бита «Rap God» в части «Samma lama» на 5bpm дает комфортную скорость для размеренной читки с прозрачной дикцией, обратное ускорение на 5bpm для восстановление чумовой скорости к заметному искажению тембра голоса (как в фильме «Элвин и Бурундучки») не ведет. Не относитесь к этому как к осквернению святой святых, просто примите, что Eminem не только талант от Бога в плане исполнения своих композиций, он так же и Гудини современного музыкального искусства 🙂

Некоторые ранние треки Eminem’a были записаны без такой филигранной работы «по кусочкам», но их не так много. Кстати, вы часто слышите в (да простит меня Господь) Русском рэпе вдохи артистов? А в зарубежном? Это одно из тысячи тысяч отличий стиля работы наших местных и зарубежных звукорежиссеров (я не говорю уже о качестве самой работы).

Но тут встает один большой вопрос после всех сказанных утверждений: Как же тогда артист, в нашем случае Eminem, держится на сцене и исполняет свои треки от начала до конца? Он же не поет по кускам и строчкам, он читает полностью и читает охренительно!

Безусловно, так и есть. Дело в том, до того, как выходить на сцену с какой-либо песней, у артистов такого уровня как Eminem прорабатывается абсолютно все, начиная от комплекса используемых движений в определенных моментах (работает хореограф и имиджмейкер). Яркие примеры – демонстрация торса в песне «Stan», знаменитая пробежка в «Lose Yourself», отбрасывание микрофонной стойки в «Bad Guy» – все эти вещи пронизывают линию концертных выступлений и идут с Маршаллом от Шоу к Шоу. Возможно, он воспитал в себе и имиджмейкера и Хореографа и делает это все сам, но, думаю многие согласятся, что нет ничего зазорного в том, чтобы иметь рядом с собой профессионалов, которые смогут оценить определенные элементы твоего шоу и внести какие–то изменения, указать на недочеты, убрать нелепости. Посмотрите, как изменилась манера его поведения, его общий стиль за эти годы. Это результаты продюсирования, результаты успешного ребрендинга в ввиду возраста, результаты серьезной работы.

Почему Eminem выступает в одной и той же кепке? Она ему нравится?

Вопрос: Почему Eminem выступает в одной и той же кепке? Она ему нравится?

Возможно. Так же, скорее всего (абсолютно точно), он является индорсером (представителем, который получает деньги за то, что демонстрирует на себе во время публичных выступлений товар компании) фирмы Kangol, которая выпускает эти Army Cap’ы. Кстати говоря, индорсерами этой фирмы является невероятно огромное количество звезд зарубежного шоу бизнеса, стоит только начать обращать на это внимание, и вы уже сами не сможете этого не замечать.

Помимо визуальной составляющей, Eminem и другие артисты тщательно работают над партиями Back-вокала, в лице которого раньше мы наблюдали Proof’a, а сейчас – Mr.Porter’a. Оба они хайпмены Эминема.

Это как планирование затрат собственных сил перед марафоном, как страховка во время подъема на гору, как инструкция по эксплуатации песни, которой неотрывно следуют артисты от выступления к выступлению. Если проследить хронологию концертов, то можно заметить, что в 80% случаев партии Back-вокала будут идентичны, будут произнесены одни и те же фразы в одних и тех же местах, в тех местах, в которых должен быть запланированный вдох, запланированная остановка для мини-передышки.

Так же существует система отработанных жестов для общения с концертным звукорежиссером. Артистично проводя несколько раз рукой возле горла во время песни (это лишь одиночный пример, совершенно не обязательно, что каждый артист этому следует) артист может на самом деле пытаться сказать звукорежиссеру, что собственный голос в его мониторных наушниках вдруг стал слишком тихий и что нужно срочно исправить проблему. Вы никогда уже не услышите ни на одном концерте Eminem’a фраз вроде «Эй йо, чувак, добавь мне в мониторы немного голоса, извините друзья, мы тут сейчас настроимся и будем рубить дальше». На это есть свой «язык», свои методы устранения проблем, которые, естественно, имеют место быть.

Концертная деятельность и звукозапись – это невероятный труд, который постоянно совершенствуется, видоизменяется, улучшается, прогрессирует. Eminem стал властителем Олимпа Рэпа, но, чтобы удержаться, ему нужно ежедневно прикладывать невероятные усилия, секреты которых вы со временем будете узнавать, видеть, понимать. Стоит помнить, что какие бы техники и методы ни были использованы, основным инструментом артиста всегда будет оставаться его дар нести слово, настроение, мысль и смысл, в какую бы обертку эти ингредиенты ни были завернуты.