Eminem The Monster

Eminem The Monster

На данный момент, я предлагаю всем ценителям музыки относиться к «The Marshall Mathers LP 2» как к «хип-хоп брату» фильма «Прометей» — оба продукта немного сероватые, и не будь они сотворены такими великими артистами (Эминемом и Ридли Скотом, соответственно), а так же не будь они сиквелами к шедеврам, то, вполне вероятно, были бы приняты критиками гораздо теплее.

Лучшая сторона «Прометея» в том, что он заставил меня вспомнить — каким же отличным был оригинальный фильм «Чужой». То же самое и с «MMLP2», лучшее, что он смог дать мне (за исключением техники Маршалла в «Rap God» и припева в «Bad Guy») — это желание пойти и переслушать оригинальный «Marshall Mathers LP».

Очевидно, что Мэзерс выбрал именно этот альбом в качестве точки отправления, ведь он олицетворяет творческий пик его карьеры. Все остальные работы со времён MMLP были, мягко говоря, чем-нибудь да испорчены. Даже впечатляющий «The Eminem Show» оставляет небольшой осадок из-за слишком далёкого заплыва в чувства.

Маршалла не так-то просто «положить на стол» и проанализировать. Как и все Поп-Иконы, он обладает огромным количеством масок, но в отличие от того же David Bowie, или Prince, он парит между своими образами со скоростью света. Какого Маршалла вы любите больше всего? Он может предложить вам неотёсанного комика с туалетным юмором, психопата одержимого убийствами и женоненавистничеством, талантливого Battle-MC, дипломата, представляющего интересы разваливающейся Америки, и ранимого рэпера-рассказчика. Выбирайте на здоровье. На пике своей карьеры, а именно, с 1999 по 2002, Маршал был всем этим одновременно.

Самой сильной его стороной, конечно же, была способность раскрыть себя через автобиографию. Не надо удивляться тому, что один из скетчей на «The Slim Shady LP» называется «Мыльная опера». Песни Эминема мифологизировали не только его самого, но и его мать, его бывшую жену, и даже его дочь. Эти женщины стали персонажами бесконечной семейной драмы, что, в свою очередь, метафорически отражалась на попытках Маршалла разобрать на кирпичики самого себя.

Чувство реализма, которое он предоставлял — вот, что придавало музыке Эминема в то время ещё более острый характер. Оглядываясь назад, можно спокойно заявить, что этот артист тогда был единственным в своём роде, с таким огромным количеством споров вокруг него. Он был первым человеком, который маниакально отдавался написанию песен о запертых в своем багажнике женщинах. При всём этом, его песни обладали крепким стержнем и характером, чем не мог похвастаться ни один популярный рэпер в тот период времени.

На последних альбомах, навыки Эминема как MC взмыли вверх с экспоненциальным ростом — вы видели хотя бы его выступление на BET Cypher в 2011 году? Тем не менее, его умение выстраивать увлекательные рассказы, кажется, пошло на спад — вот так мы получаем песни наподобие «Rap God», где его внеземные способности измываться над языком заставляют познакомиться челюсть с полом, но, в то же время, ставят в тупик слушателя, потому что на эмоциональном уровне они абсолютно ничего не могут ему предложить. Эминем превратился в Ингви Мальмстина от хип-хопа (Ингви Мальмстин — один из самых известных гитаристов в мире, был включён в список «100 величайших гитаристов всех времён по версии Classic Rock». Один из самых быстрых гитаристов планеты): роботоподобные песни, подпирающие его коммерческий успех с помощью припевов, исполненными талантливыми певцами и певицами на данный момент.

Материал, который выпускался после 2002 года, всё же имеет какие-то свои точки для опоры. «Recovery» разошёлся огромным тиражом, того же самого нужно ожидать и от «Marshall Mathers LP 2», да и некоторые критики оказались в восторге от него. Сразу говорю, что поклонникам этих альбомов вряд ли понравится нижеприведённый список. Я, например, как и многие другие люди, которым нравится Эминем-шут, могу найти для него оправдание касательно всего. Я думаю, что те же «Fack» или «Rainman» по-своему забавные, но я не могу отнести их к категории хорошей музыки.

Маршалл Мэзерс был на высоте — и в своих песнях, и в качестве гостя, частенько воруя шоу — когда его стремление раскрыть себя не затмевалось излишней остроумностью, замазанной в десять слоёв своими супер-пупер способностями рифмовать. В этом списке, песни оцениваются не по технической составляющей куплетов или «вау» фактору его панчлайнов, а исключительно по содержанию и эмоциональным выбросам, которыми они обладают.

10. «White America» (The Eminem Show, 2002)

Если вы послушаете «The Eminem Show» без «White America», то на выходе получите альбом, который по пятам следует формуле «Marshall Mathers LP» — сначала идет некая шутливая песенка, затем душераздирающая история и так далее. Альбом вызовет ассоциации с каким-то кругом почёта после тяжелого матча. Но, помещённая в самое начало «White America» меняет полностью всё.

По правде говоря, эта песня не такая уж и политическая, какой может показаться на первый взгляд: большую часть времени, Эм говорит там о себе, но поместить такого рода песню в первые ряды альбома в 2002 году — очень храброе решение. Пока стадионный рок-бит звучит скорее как панихида, Эминем достигает самых глубин сарказма, объясняя свой коммерческий успех, издеваясь над всеми желающими, что хотят подвергнуть его жёсткой цензуре и даже опускает издёвку в сторону своей же славы: «I go to TRL, look how many hugs I get». Эта песня до сих умудряется выделять токсины и желчь.

9. «Cleanin’ Out My Closet» (The Eminem Show, 2002)

На «The Eminem Show», Маршал уже знал, что требуется для успешного набора синглов: сначала идёт забавный, в некоторых моментах глуповатый, первый сингл, а потом нужно выпустить мрачную песню о себе. В общем-то, обычно именно вторые синглы и были самыми сильными его работами, и «Cleanin’ Out My Closet» не исключение.

В рассказе об отношениях с матерью он плавно переходит от резких, полных обвинений куплетов, к медленному, откровенному припеву, и такая гармония значительно возвышает песню на фоне его более монотонных баллад. И сами куплеты очень сильно трогают слушателя, вероятно, потому что те же нападки Эма на Ким могут показаться слегка детскими и невыразительными, а в этом случае, все его чувства раскрыты и показаны практически на молекулярном уровне. Хочется пожелать добра каждой хип-хоп песне, где упоминается Синдром Мюнхгаузена.

8. «Forgot About Dre» (Dr. Dre’s The Chronic 2001, 1999)

Второй сингл с альбома Дре, но эту песню всё равно можно занести в багаж Эминема. Даже припев там тоже исполняет Маршал. И, если первый «Chronic» представил миру Снуп Дога, то «The Chronic 2001» представил Эминема. Хоть «Forgot About Dre» и была написана для того, чтобы показать какое место Дре занимает в хип-хопе, но верх там взял Эминем. Его куплет — это самый яркий кусок в песне. Успев провести слушателя и сквозь нападение, и убийство, и избиение, и поджог, он ставит точку характеристикой своего альтер-эго, Слима Шейди:

«hotter than a set of twin babies/ in a Mercedes Benz with the windows up/ when the temp goes up to the mid-eighties.»

Хвастаться, что зажигаешь лучше, чем ребёнок, получивший тепловой удар? Вот эта остроумная извращённость и была тогда визитной карточкой Маршала.

7. «Kim» (The Marshall Mathers LP, 2000)

Маршал не всегда славился желанием достойно обращаться с женщинами, особенно, если дело касается его бывшей жены. Но данная одноимённая песня, вероятно, самая жуткая из всего его каталога.

На деле, «Kim» — это очередной представитель излюбленной Эминемовской темы для рассказов: затолкать женщину в багажник машины и увести её куда-нибудь подальше, где можно совершить акт неминуемого жертвоприношения. Но он вкладывает туда такое количество свирепости, дикости и жестокости, что остальной подобный материал от него нервно курит в сторонке.

К тому же, несмотря на то, что Эминем , вроде бы, всего лишь читает рэп, песня напоминает какую-то радио драму, основанную на сэмпле ударной партии из «When The Levee Breaks». Маршал играет и себя, и Ким, с каждой секундой наращивая ноты истеричности и сумасшествия — вы можете без проблем уловить, как разрываются его голосовые связки. Вся песня не даёт вам избавиться от ощущения, что вы будто бы прогуливаетесь в голове у душевнобольного.

6. «Kill You» (The Marshall Mathers LP, 2000)

Ловко перемещаясь на этой песне от юмора на грани фола к хвастовству, Эминем умудряется раскрыть одну из своих сущностей двумя предложениями. Почему с Шейди не стоит связываться? Да, потому что он тебя тогда убьет, вот почему. Такая маленькая деталька помогает Эминему сделать припев, пожалуй, одним из самых лучших в его дискографии, совмещая в себе и точку зрения, и щегольство, и долю причудливости.
Стоит отметить и продакшен. Дре сотворил идеальный бит, великолепно балансирующий на грани между поп и шок-рэпом. Без всякого сомнения, эта песня является одной из самых его юмористических работ, но она лучшая из всех таких работ, потому что помимо дешёвеньких отсылок к поп-культуре, там отчётливо слышна озабоченность Эминема преподнести слушателю всё именно так, как он это и задумал.

5. «Renegade» (Jay Z’s The Blueprint, 2001)

Jay Z редко позволял кому-либо купаться во всеобщем внимании на пару с ним же. Однако Маршалу удалось урвать себе место на «The Blueprint» и втоптать хозяина в землю. Так сильно втоптать, что этот факт даже упомянул Nas во время их бифа с Jay Z. Но в сторону эти разборки, флоу Эма такой же многоуровневый каковым и был всегда, но он обладает спокойной, чистенькой подачей. Так звучит MC, у которого все его слова под абсолютным контролем. Выражаясь его же словами:

«It’s as easy as cake, simple as whistling Dixie/ While I’m waving a pistol at sixty Christians against me.»

Здесь Маршал всем диссидентам диссидент, как и суперзвезда всем суперзвёздам.

4. «Guilty Conscience» (The Slim Shady LP, 1999)

Эта песня словно боксёрский поединок, где встречаются Дре и альтер-эго Маршала, Слим Шейди. Первый — в образе ангела, второй — в образе дьявола, и в течение трёх раундов они противостоят друг другу.

Трек интересен тем, что он представляет собой не только баттловые элементы, но и своеобразный хип-хоп фильм, в котором бесподобно раскрыты образы всех персонажей. Типичная натура Слима Шейди раскрывается к концу песни, когда он начинает выкидывать в сторону Дре остроумные подкольчики («Be smart, don’t be a retard/ You gonna take advice from somebody who slapped Dee Barnes?»), попутно разбавляя это всё нарочито стандартной критикой в сторону содержания песен группы NWA.

3. «The Way I Am» (The Marshall Mathers LP, 2000)

Говорить о феноменах своей славы, наверное, любимое его занятие, и эта песня — лучшее среди всех его творений подобного рода. Тягучий, минималистичный бит, заправленный жутковатой клавишной партией — шедевр сам по себе, но подача Эминема ещё более выдающаяся. Он выплёвывает слова с невероятной жестокостью, будто бы разъярённый питбуль, который вот-вот освободится от цепей.
Вся песня это связка оголённых нервов, Маршал на какое-то время забывает о Шейди и выплёскивает наружу всё, что у него скопилось внутри, показывая тем самым свою ранимость, и лишний раз даёт убедиться, что Слим Шейди для него это некий духовный бронежилет. Слегка по детски? Да, но именно подобная незрелость является ключиком к сердцу каждого слушателя.

2. «Lose Yourself» (8 Mile soundtrack, 2002)

«Lose Yourself» — заглавная тема автобиографического фильма «8 Mile». Она олицетворяет основной баттл фильма — баттл Эминема со сложившимися вокруг него обстоятельствами. Но, на самом деле, «Lose Yourself» это поэтическая интерпретация момента перехода Эминема, в своей же голове, от статуса никому ненужного рэпера к статусу уважаемого MC.
Поколение детей, выросшее во времена FM радио(вероятно, последнее такое поколение), могут разобрать все куплеты этой песни на кучу цитат. Каждая деталь «Lose Yourself» захватывает дух — от соблазнительного бита до увесистого, стадионного припева.
Если не рассматривать песню Nas «I Can», то нет песни лучше раскрывающей тему музыкального катарсиса и мотивации, чем «Lose Yourself».
В то же время, она и ставит точку в золотой эпохе творчества Маршала. И забавно, как абсолютно те же качества, что придали ей гениальный облик : смещённый в сторону рока продакшен, массивный припев, позитивный настрой — становятся всем тем, что делают сегодняшнюю его работу неслушабельной.
Эта песня — переломный момент. Тот самый глоток спиртного, который разделяет состояние печени на «до и после». Высшая точка американских горок.

1. «Stan» (The Marshall Mathers LP, 2000)

Если «Lose Yourself» это последняя вспышка гениальности, то «Stan» — первая. Маршал шикарно писал и до этого, но он постоянно был немного замкнут именно на себе. В «Stan», он создаёт совершенно нового персонажа, сущность, которая является плодом самых негативных его сторон, помешанного фаната — результат стараний Слима Шейди.

Его последние дни напоминают древнегреческую трагедию, где Dido исполняет роль хора на сцене, а сам Эминем всю дорогу вызывает ассоциации с deus ex machina. (букв. «бог из машины», случайное лицо, влияющее на исход события; в античном театре на сцене с помощью машины появлялся бог, который своим вмешательством приводил пьесу к развязке)

Выступление на Грэмми с Элтоном Джоном до сих пор вызывает восторг, хоть сейчас и понятно, что вся, якобы, гомофобия Эминема заключалась в одном большом шоу, нежели была настоящей.

Хип-хоп — тот жанр, в котором всё, хочешь того или нет, упирается в навыки писателя. И при таком раскладе вещей, практически невозможно найти песню, выстроенную настолько идеально. Все рифмы подаются легко, плавно и они не «навязываются», как, например, в сиквеле «Bad Guy».
В этом и заключается различие между Эминемом-роботом и Эминемом-мастером. Когда-то, чтобы сотворить свою самую великую песню, ему нужен был лишь хороший сэмпл, умная идея и душа.

Над материалом работал Сергей Столяров.