eminem_rap_god_1

Способность Eminem’а рифмовать на высоком уровне является, что очевидно, одной из главных причин, почему он находится на вершине Хип-Хопа. Он способен слепить слова или где-то конкретные слоги воедино с такой степенью мастерства, что остальным рэперам остается об этом только мечтать, и он делает это РЕГУЛЯРНО. Он использует смесь многосложных схем рифмования и игры слов так, что это позволяет ему создать то самое «гладкое» или плавное звучание, характерное для его флоу, соперничать с которым могут лишь немногие рэперы.

Некоторые рэперы могут имитировать конкретные элементы его стиля, и при этом создать несколько хороших песен, но не было еще никого, кто мог бы делать все это регулярно на протяжении 8 альбомов. Его способность постоянно поддерживать высокий уровень мастерства в собственной музыке – это то, что его выделает среди других. Мы предлагаем углубиться в его стиль, разобрав на отдельные составляющие, чтобы по-настоящему понять, что же из себя на самом деле представляет Eminem.

Мы приведем примеры некоторых куплетов от других МС, чтобы сравнить и почувствовать контраст в их многосложных схемах рифмования слов/слогов, их флоу, их скорости и игре слов.

Давайте заглянем во вступление трека Drake, «Headlines»

«I might be too strung out on compliments, overdosed on confidence
Started not to give a fuck and stopped fearing the consequence
Drinking every night because we drink to my accomplishments
Faded way too long, I’m floatin’ in and out of consciousness»

Перевод:
«Я могу быть слишком завязанным на комплиментах,
злоупотребляю уверенностью в себе
Начал забивать на все и перестал бояться последствий
Напиваться каждый день, потому что выпиваем за достижения
Ушел в тень слишком надолго,
Я заплываю и выплываю из мира своего сознания»

Конечно же, Drake обладает навыками и повыше, чем можно увидеть в этом куплете. Мы приводим эти строки в качестве примера довольно популярной, но при этом несложной схемы рифмования. Как можно заметить, он рифмует только одно слово, при этом каждое слово состоит из 3 слогов:

«Compliments, confidence, consequence, accomplishments, conciousness»

Это, наверное, самая простая схема, из тех, которыми пользуются, хотя используют ее довольно часто, но с двумя слогами, а не с тремя. Прежде чем разбирать все это более подробно, давайте разберемся в том, что такое «совершенная рифма» и «родственная рифма».

У совершенной рифмы есть следующие характерные черты:

1. Те слоги, которые рифмуются, имеют одни и те же гласные звуки.
2. Согласные звуки после гласной, если такие есть, имеют то же звучание.
3. Те слоги, которые рифмуются, имеют отличное друг от друга начало.

«Родственная рифма» имеет те же характерные черты, за исключением второго пункта: Согласные звуки после гласной фонетически являются родственными.

К примеру, «frog» и «dog» являются совершенной рифмой, в то время как «rich» и «wish», «fun» и «sung» относятся к категории «родственной рифмы». Они рифмуются, но можно заметить как они не в точности совпадают по звучанию. В приведенном выше примере «compliments» и «confidence» – это совершенные рифмы, в то время как «accomplishments» и «consciousness» можно отнести к «родственной рифме», особенно если учесть, что слоги «-ments» и «ness» в точности не рифмуются. Eminem (и вообще множество рэперов) применяют большое количество «родственной рифмы» в своих песнях, что расширяет диапазон слов и слогов, которые он может срифмовать. Детальный разбор именно этой особенности возможно будет в нашем следующем фрагменте, посвященной этой тематике.

Рассмотрим немного другой стиль рифмования, который немного сложнее в плане реализации, но все же довольно широко применяется. Следующий куплет взят из трека Lil Wayne, «She Will».

«Niggas is jealous, but really I could care less
I’m in Hell’s Kitchen with an apron and a hairnet
Devil on my shoulder, the Lord as my witness
So on my Libra scale, I’m weighing sins and forgiveness
What goes around comes around like a hula hoop
Karma is a bitch? Well just make sure that bitch is beautiful»

Перевод:
«Ниггеры завидуют, но на самом деле мне плевать
Я же стою в Адской Кухне в переднике и сетке для волос
Дъявол у меня на плече, Бог мой свидетель
Так что, на своей чаше весов я взвешиваю грехи и их прощение
То, как ты поступаешь, возвращается тебе бумерангом, вращаясь как обруч
Карма – это сучка?
Ну просто убедись в том, что эта сучка выглядит прекрасно»

Техника рифмования – не обязательно сильная сторона Lil Wayne, но давайте разберемся в той схеме, которая тут есть. Опять же, если присмотреться, можно заметить, что он рифмует последние два слога в каждой строке (за исключением «jealous» и «careless» в первой строке), содержатся ли эти слоги в каком-то одном слове или же являются частью двух слов. Это тоже довольно популярный ход в рэпе и не так сложен в исполнении. Давайте разберем другую вещь от Lil Wayne, которая содержит что-то более сложное. Этот фрагмент взят из песни «A Mili»:

«A millionaire
I’m a Young Money millionaire, tougher than Nigerian hair
My criteria compared to your career just isn’t fair
I’m a venereal disease like a menstrual bleed»

Перевод:
«Миллионер,
Я миллионер из Young Money, грубее, чем волосы нигерийца
Мои критерии в сравнении с твоей карьерой, ну это просто нечестно
Я – венерическая болезнь, как менструальное кровотечение»

Здесь можно заметить, как он использует два слова («Nigerian hair») для того, чтобы срифмовать их с «millionare». Частица «-gerian» в слове «nigerian» – это «родственная рифма» по отношению к частице «million-», в то время как «hair» рифмуется с «-naire» но уже как «совершенная рифма».

Он также это все делает, но уже наоборот, в следующей строчке: «My criteria compared to your career just isn’t fair»

«Criteria compared» стоит в начале предложения, и в то же самое время является «родственной рифмой» по отношению к «Nigerian hair», которое стоит в конце предложения. Стоит также выделить еще пару строк из этой же песни, чтобы обратить внимание на еще один важный элемент стиля:

«I go by them goon rules if you can’t beat ’em then you pop ’em
if you can’t man ’em then you mop ’em
if you can’t stand ’em then you drop ’em
You pop ’em cause we pop ’em like Orville Redenbacher»

Перевод:
«Я следую кодексу наемного убийцы,
Если ты не можешь их превзойти, ты просто проглатываешь
Если ты не можешь их исполнить, ты драишь полы
Если ты не можешь их терпеть, ты их валишь
Ты их глотаешь, потому что мы их глотаем как Orville Redenbacher»

Здесь видно, что фрагменты «man ‘em» и «stand ‘em» оба идут в начале второй и в конце третьей строчки, в то время как «mop e’m» и «drop ‘em» оба идут в конце. Такой стиль и отличает рэпера-любителя от более талантливого рэпера, но все же это тоже применяется довольно часто и это является характерной чертой для рэпа.

Теперь давайте возьмем куплет от Eminem’а, чтобы разглядеть в нем то, как он оперирует различными техниками. Вот фрагмент отличного куплета из песни «Bitch Please II»:

«Gimme the mic, let me recite til Timothy White
Pickets outside the Interscope offices every night
What if he’s right
I’m just a criminal making a living off of the world’s misery
What in the world gives me the right
To say what I like, and walk around flipping the bird
Livin’ the urban life, like a White kid from the burbs
Dreaming at night of screaming at mom, scheming to leave
Run away from home and grow to be as evil as me»

«Дайте мне майк, чтобы я мог перечитывать до тех пор, пока Timothy White
Не станет выступать перед офисами Interscope каждую ночь
Что если он прав,
И я просто преступник, наживающийся на людском страдании
С чего я взял, что у меня есть право
Говорить, что вздумается и ходить вокруг с выставленным средним пальцем
Жить городской жизнью, как белый парень из пригорода
Когда мне ночью снятся сны о том, как ору на мать, в поисках пути свалить
Убежать из дома, и вырасти настолько злым, каков я сейчас»

Тут просто нужно оглянуться, сделать несколько шагов назад, и понять насколько каждое слово, каждый слог и даже каждый изданный им отдельный звук играет свою роль в создании той атмосферы, в которую мы погружаемся при прослушивании. И тв*ю ж м*ть это просто гениально! Это, на самом деле, очень хорошая песня для сравнения стилей, потому как в песне задействовано сразу несколько Эмси.

Ну что ж, давайте проанализируем этот куплет.

Слова «mic», «recite» и «white» все рифмуются. То же самое и с «give me», «let me» и «Timothy». Он произносит слова настолько быстро, что их в принципе можно рассматривать как одно слово, содержащее 4 слога:

«Gimmethemic
Lemmerecite
Timothywhite»

Из 13 слогов, 12 из них являются частью самой схемы рифмования. Затем, он берет передышку в течение 11 слогов и оканчивает всю схему с помощью «every night» и «if he’s right». Давайте назовем эту схему «Схема А».

Схема А:

«Gimme the mic
Let me recite
Timothy White
Every night
If he’s right»

Но «Схема А» на это не заканчивается. Мы добавим кое-что к ней после того, как проанализируем следующую строку:

«Im’ just a criminal making a living off of world’s misery»

На первый взгляд может показаться, что здесь ничего не рифмуется, но нужно больше внимания уделить фрагментам «criminal» и «living off». Это «родственная рифма». Если рассмотреть это с фонетической точки зрения, то будет видно, что «cri-mi-nal» и «li-ving off» подпадают под правила о «родственной рифме», хотя они и не являются частью «Схемы А». Можно назвать это «Схема B», хотя такая структура больше в куплете не встречается. Затем, в следующей строке, он возвращается к «Схеме А» со словами «gives me the right». Eminem (и вообще все рэперы) вставляют схемы рифмования в промежутках между другими схемами для того, что поддерживать флоу. Также это им позволяет рифмовать большинство слов в предложении без необходимости себя ограничивать какой-то одной конкретной схемой рифмования по слогам.

«Gimme the mic (A), let me recite (A) til Timothy White (A)
Pickets outside the Interscope offices every night (A)
What if he’s right (A)
I’m just a criminal (B) making a living off (B) of the world’s misery
What in the world gives me the right (A)
To say what I like (?)»

Последняя строчка не совсем подходит под «Схему А». Только завершающий слог «-ike» под нее подходит. Это он делает намеренно по двум причинам:

1. Он может покончить со «Схемой А» не обращая на это ваше внимание и перейти в другую схему.

2. Он может вставить новую схему, которая содержит в себя переход от «схемы А» к новой схеме (потому как он продолжает рифмовать слоги с «i»)

Можно назвать эту последнюю схему «Схема С». И теперь нужно рассмотреть следующие несколько строк:

«To say what I like, and walk around flipping the bird
Livin’ the urban life, like a White kid from the burbs»

Здесь он начал еще одну схему, которую назовем «Схема D», в которой есть «flipping the bird», «livin’ the urb-» и «kid from the burbs». Он также продолжает со «Схемой С», в которую вкладывает «like», «life», еще одно «like» и «white».

«To say what I like (C), and walk around flipping the bird (D)
Livin’ the urb (D) an life (C), like a White (C) kid from the burbs(D)»

Таким образом переплетая схемы, он добивается того, что практически каждое слово подходит под одну из схем рифмования, а иногда и входит в две схемы. Все это насыщает его флоу. Стоит отметить то, что слово «urban» грамотно делится на два слога и является связкой между двумя схемами. «Livin’ the urb-» является частью «Схемы D», в то время как «-an» фонетически рифмуется с «i» в фрагменте «I like» и «a» в фрагменте «a white». Вот как выглядят две эти схемы рифмования.

Схема С:

«I like
-an life
a white»
Схема D:
«flipping the bird
livin’ the urb-
kid from the burbs»

В заключение рассмотрим и проанализируем последние две строчки:

«Dreaming at night of screaming at mom, scheming to leave
Run away from home and grow to be as evil as me»

Эти строчки сложнее поддаются анализу. Можно, на первый взгляд, разобрать несколько схем, некоторые из которых переплетены с предыдущими схемами и некоторые, которые являются одновременно частью двух схем.

Схема D:

«a white (из предыдущей строки)
at night»

Схема Е:

«Dreaming
screaming
scheming
evil»

Схема F:

«home
grow»

Схема G:

«leave
me»

Это все, что можно точно разобрать, но при это есть схема, которую даже сложно назвать самостоятельной схемой рифмования. «scheming» является «родственной рифмой» по отношению к «evil» (Схема Е), а «leave» возможно рифмуется с «me». В техническом плане эти слова могут быть объединены вместе и помещены в свою собственную схему:

Схема H:

«scheming to leave
evil as me»

Вот сколько работы и мысли вкладывается в 9 строчек одного куплета. И Eminem делает это довольно регулярно во всех своих песнях, применяя эти многосложные схемы и сплетая их вместе в прекрасной, непрерывной, плавной манере. Рекомендуем вам уделить этому куплету больше внимания, прослушав снова этот отличный трек и проследив за тем, как функционирует каждый отдельный механизм выверенного флоу Eminem’а в сравнении с другими MC, которые в нем участвуют.

Спасибо за ваше потраченное время, надеемся, что наш обзор заставил вас еще раз восхититься мастерством настоящих артистов такого замечательного направления, как хип-хоп 🙂