В свежем четырехсерийном документальном фильме BBC “Борьба с властью: как хип-хоп изменил мир” Чак Ди из Public Enemy, который также является исполнительным продюсером шоу, называет хип-хоп “коллективным движением”, а не просто музыкальным жанром. И Эминем сыграл важную роль в этом движении, о чем свидетельствует часть, посвященная исключительно ему.

Звезды рэпа, журналисты и даже один профессор рассуждали о влиянии Маршалла на культуру, а сам Эминем поделился некоторыми мыслями о том, что им двигало, и о некоторых ключевых моментах его карьеры.

Большой фрагмент о Маршалле в четвертом эпизоде начинается с описания общественного сопротивления войне, которую Джордж Буш-младший развязал на Ближнем Востоке. Реагируя на ситуацию и следуя своим собственным убеждениям, Эминем выпустил видео, критикующее политику Буша и вторжение США в Ирак. Он даже дал интервью, в котором объяснил свою мотивацию этого громкого заявления о протесте. И оно попало в документальный фильм:

“Я достиг той точки, когда мне кажется, что мне будет по-настоящему горько за себя и своих друзей, если не расскажу о том, что чувствовал всем сердцем. Америка – лучшее место для жизни. Я чувствую, что мы живем в лучшей стране, где должна быть свобода слова. И наши войска за границей, они умирают. Давайте уберем этого чувака с поста, потому что в противном случае он проведет еще четыре года, загоняя нашу страну в угол”.

Адъюнкт-профессор Нью-Йоркского университета Маркус Ривз считает это поворотным моментом в карьере Маршалла:

«Эминем стал громоотводом для тех, кто контролирует общество. Он хотел подшутить над фасадом лицемерия Америки»

Теперь на сцену выходит настоящий Слим Шейди и садится перед камерой, тихо приговаривая слегка тревожное “Оу, бой”. Но его настроение меняется, как только он начинает говорить о своей главной страсти – хип-хопе:

“Когда я был ребенком, я просто любил хип-хоп. Я просто брал биты других рэперов, мотал их на кассету и записывал рэп. Просто я в детстве. Когда миллионы людей начали слушать меня, я офигевал, наблюдая за всем этим, типа, люди сходили с ума, потому что я это сказал? Это заставило меня подумать о том, что хип-хоп оказывает влияние на меня, но он оказывает такое же влияние и на миллионы других людей”.

Свей Кэллоуэй, который в свое время предоставил Маршаллу площадку на своей радиостудии, где Эм исполнил один из своих впечатляющих фристайлов и привлек внимание Доктора Дре, рассказал об их первой встрече:

“Эминем был крутым рэпером. Я впервые встретил Эминема сразу после того, как он выиграл Rap Olympics. Он стал популярным исключительно благодаря своему таланту и набору навыков. И тому факту, что он был белым, который в то время всех будоражил”.

Киллер Майк, рэпер и общественно-политический активист, видит в Эминеме не только талантливого рэпера, но и первопроходца, который открыл хип-хоп для совершенно новой аудитории:

“Вы не можете говорить об Эминеме, не говоря о Докторе Дре. Доктор Дре предвидел N.W.A. и помог создать то, чем была гангста-музыка. Но он также понимал, что игру нужно менять. Что Доктор Дре распознал в Эминеме, так это то, что в этой культуре есть место для бедных белых людей, которые могут сказать свое слово”.

Профессор Маркус Ривз отмечает, что будучи белым Эминем возможно имел больше свободы, но он использовал свою расовую привилегию, чтобы бросить вызов системе:

“Эминем не побоялся назвать Америку белой и произнести саму фразу “Белая Америка”.

Маршалл соглашается, что для него рэп был не столько развлечением, сколько способом отразить реальность по-честному:

“В детстве вы смотрели рэп на MTV и видели, как кто-то вроде Айс-Кьюба говорил: “Так мы, по сути, рассказываем вам о том, что происходит на улицах, где мы живем”. И я видел, что происходило на районах, где я жил”.

Родни Кармайкл, хип-хоп журналист, также отмечает, что Эм предложил уникальную для той эпохи хип-хопа перспективу:

“Он белый парень из Детройта. Он был способен размышлять о белой Америке так, как не могли даже чернокожие артисты”.

KRS-One, один из тех рэперов, которые вдохновляли Эминема, помнит, насколько честным и личным был ранний материал Эма, как он позволил заглянуть в мир, обычно не афишируемый под брендом американской мечты:

“Слушая ранние вещи Эминема, можно было узнать, что происходило дома у белых. Он пишет это, он говорит вам: “Это моя борьба”.

Киллер Майк понимает, что появление Эминема и отражение в хип-хопе опыта белых способствовало единству, а не разделению:

“То, что Эм показал большому миру, приводило к объединению людей, к пониманию того, что все страдают незаслуженно. Он участвовал в культуре, которую любил, и привел с собой новую аудиторию”.

Но, конечно, не только ранний материал Эма касался политических и общественных тем. Четыре года президентства Трампа усугубили многие гноящиеся социальные проблемы, и Маршалл в очередной раз почувствовал, что ему не следует сохранять нейтральную позицию. Он выпустил один из самых политически заряженных фристайлов в своей карьере, “Storm”, осудив в нем Трампа, его политику и его моральные несовершенства, призвав своих поклонников принять чью-либо сторону. Эминем говорит:

“В тот момент он разделил страну. Какие слова вылетали из его рта!.. Я не знаю. Это начинало меня злить. Нужно иметь понимание, какая платформа у тебя есть. Иногда нужно занять определенную позицию и сказать определенные вещи. Я почувствовал, что хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы люди, которые не знают, о чем я собираюсь рассказать, поняли: вот почему я это говорю. Это то, что я чувствовал, что должен сказать прямо сейчас. Я хотел сделать так, чтобы не было никаких сомнений”.

Родни Кармайкл, хип-хоп журналист, не удивлен решительностью Эма:

“Эминем – правдоруб по своей сути. Вот почему он великий хип-хоп исполнитель. Он знает, что между его фанатами и фанатами Трампа существует много совпадений. Вот почему для меня так важен его призыв к своим поклонникам”.

Маршалл подтверждает, что сокращение числа его поклонников никогда не беспокоило его:

“Если это разделит мою фанатскую базу, то так тому и быть. Можно разделить каких-то людей, но при этом объединив много других людей. И, может быть, я смогу воспользоваться этой возможностью и этой платформой, которая у меня есть, чтобы стать кем-то, кто мог бы вдохновить на перемены. <...> Сила рэпа объединила много людей. Так много разных национальностей, так много людей из всех слоев общества, и я не знаю, происходит ли это без хип-хопа”.

Эминем также прокомментировал некоторые острые политические вопросы и наследие Public Enemy во втором эпизоде фильма, объяснив, как хип-хоп сформировал его мировоззрение:

“Когда Чак говорил: “Элвис был героем для большинства, но для меня он ни хрена не значил. Расист, лох, был простым и невзрачным”, я такой: “Ты что?!” Понимаешь, о чем я? Потому что именно там я получал свое образование”.

Но одна из самых запоминающихся реплик Эма из этого документального фильма посвящена отношениям между артистами и любой враждебной силой, которая пытается обратить их собственное искусство против них самих:

«Я знаю, что рэперы всегда будут испытывать нападки политиков. Главное было просто жать на газ, несмотря ни на что. И те, кто воспринимает многие из этих текстов всерьез, просто гребаные идиоты».

Смотрите видео тут: