Eminem-Shady

Исследование популярных рэп-песен с 1998 по 2018 год показывает, что хип-хоп-культура все лучше осознает проблемы психического здоровья.

Статья “Контент-анализ дискурса психического здоровья в популярной рэп-музыке”, опубликованная в журнале JAMA Pediatrics, дает представление о многолетних изменениях того, как рэперы говорят о душевных заболеваниях и какие проблемы психического здоровья чаще всего появляются в текстах.

Взявшись за анализ 25 самых популярных рэп-песен в США в 1998, 2003, 2008, 2013 и 2018 годах, исследователи изучили треки Эминема, Дрейка, Лила Уэйна и многих других. Они проанализировали 125 песен в поисках упоминаний тревоги, депрессии, самоубийства и метафор, отражающих борьбу с душевными расстройствами.

Эти метафоры стали одной из трудностей, с которыми столкнулись исследователи, поскольку довольно часто эти метафоры создавались либо потому, что артисты, возможно, пытались избежать прямых представлений о психической нестабильности, либо из-за поэтической природы жанра.

Один из исследователей Алекс Кресович, который до перехода к академической карьере был музыкальным продюсером, объяснил: “Использование метафор может быть безопасным способом избежать осуждения. Для мужчин, особенно цветных, психическое здоровье по-прежнему ассоциируется со стигматизацией. Артисты действуют осторожно и не собираются говорить: “Я в депрессии”. Но то, что они будут делать, – это описывать чувства таким образом, чтобы другие люди с депрессией могли понять и соотнести их. Кроме того, может быть очень трудно рифмовать слово “депрессия” в песне”.

Именно с этим борется Ройс да 5’9”, и именно поэтому он недавно основал фонд, целью которого является нормализация здорового отношения о психологической борьбе в обществе и оказание помощи тем, кто в ней больше всего нуждается.

Между тем, исследование показывает, что внимание к психическому здоровью в хип-хопе стремительно растет. Среди всех проанализированных песен в 28% говорилось о тревоге, в 22% – о депрессии и в 6% – о самоубийстве. Упоминания депрессии участились в два раза с 1998 по 1998 год – с 16% до 32%, метафоры психического здоровья – с 8% до 44%.

Среди основных проблем, из-за которых рэперы ссылаются на психологические проблемы, были названы проблемы с властями, условиями окружающей среды, работой и личной жизнью.

Исследователи не предлагают панацею от стресса и тревоги, но они предполагают, что сам факт того, что проблемы психического здоровья обсуждаются инфлюенсерами и популярными рэперами, помогает снять стигматизацию этой проблемы среди аудитории, особенно среди чернокожего молодого мужского населения, которое представляет значительную часть поклонников хип-хопа.

Легко проследить изменение, обсуждаемое в этой статье, просто проанализировав музыку Эминема. Очевидна его эволюция от бесстрашного бунтаря, нападающего на столпы общества, до человека, сломленного давлением славы и потерь, до артиста, который возвратил себя честностью и стойкостью.

Впервые это заметили психологи еще в 2010 году, когда Маршалл выпустил свой альбом “Recovery”. Как сказал тогда один из авторов журнала “Psychology Today”:

“Эминем берет на себя ответственность за свою жизнь. Он точно отражает недостатки личности (непоследовательная фигура отца), признается в профессиональных неудачах (критикует свой предыдущий альбом) и описывает ориентацию на других и свою жизнь, которая характеризуется обновленной энергией и честностью. Короче говоря, его интроспекция проницательна, и мир, который он реконструирует для себя (и для созерцания и моделирования другими), говорит о более здоровом образе жизни”.

С тех пор каждый альбом Эминема – это учебник искренней саморефлексии, включая его самый последний “Music To Be Murdered By”: